Новости Основы Диагностика Средства Литература О сайте

Отзыв на статью
«О необходимости разработки стандарта по нормированию вибрации центробежных насосов».

Елин А.В., Цема А.Д., Павловская В.В. (г. Сумы, Украина).


Олег Михайлович Музальков
г. Балаково, Саратовской обл.
musalkov@mail.ru

Спасибо авторам за своевременную и нужную статью, поскольку нормирование вибрации оборудования является необходимой предпосылкой к экономически эффективному обслуживанию «по состоянию». Вместе с тем, не могу согласиться с некоторыми ее утверждениями.

В первом и втором абзаце стати написано:

Центробежные насосы нашли широкое применение в тепловой и атомной энергетике, нефтедобыче и трубопроводном транспорте, химической и других отраслях промышленности, коммунальном и сельском хозяйствах. Они выполняют технологические функции, обеспечивающие работоспособность, а зачастую и безопасность производств. Поэтому к ним предъявляются высокие требования по надежности.

Одной из наиболее распространенных причин, ограничивающих надежность центробежных насосов, является вибрация.

Позвольте высказать мнение о том, что вибрация не является причиной, ограничивающей надежность центробежных насосов.

Вибрация является лишь косвенным признаком наличия нерасчетных сил, вызывающих, в свою очередь, нерасчетные нагрузки, затем повреждения конструкции, износ, снижение ресурса и надежности.

Говоря бытовым языком можно сказать, что не высокая температура больного является причиной его «низкой надежности», а коренной причиной являются повреждения организма, вызванные, допустим, каким-то вирусом.

Замечания еще к одному абзацу:

Некоторые насосы, как, например, насосы систем безопасности АЭС, эксплуатируются в режиме опробования с подачами менее 4% от номинальной подачи. Для таких насосов удовлетворение требований стандарта API 610 затруднительно и нецелесообразно, а зачастую и практически невозможно.

Мне кажется, что совершенно нецелесообразно и даже пагубно разрабатывать нормы вибрации для «режимов опробования с подачами менее 4% от номинальной».

Испытания на таком практически безрасходном режиме не позволяют корректно оценить как техническое состояния приводного электродвигателя, потому что он очень мало нагружен, так и насоса, потому что нерасчетные гидродинамические силы на рабочих лопастях и в проточной части вызывают большие нагрузки на элементы конструкции насоса и двигателя, большую вибрацию, большие повреждения, снижение ресурса.

Кроме того, большой уровень вибрации ухудшает соотношение сигнал/шум сигнала вибродатчиков: «маскирует» в спектре характерные признаки дефектов, снижает вероятность их обнаружения.

В Федеральном нормативном документе «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» ОПБ-88/97 записано:

4.1.10. Системы (элементы) АС, важные для безопасности, должны проходить, как правило, прямую и полную проверку на соответствие проектным показателям при вводе в эксплуатацию, после ремонта и периодически в течение всего срока службы АС.

Если проведение прямой и/или полной проверки невозможно, что должно быть доказано в проекте, следует проводить косвенные и/или частичные проверки. Достаточность косвенной и/или частичной проверки должна быть обоснована в проекте АС. Должна быть предусмотрена возможность диагностики (проверки) состояния систем безопасности и важных для безопасности элементов нормальной эксплуатации, отнесенных к классам безопасности 1 и 2, и возможность их представительных испытаний.

Поэтому я считаю, что проведение испытаний «...с подачами менее 4% от номинального...» неэффективно и нецелесообразно, поскольку очень сложно достоверно оценить как поведет себя агрегат при длительной работе на номинальных параметрах. А кратковременные получасовые испытания на таких режимах «съедают» ресурс агрегата гораздо быстрее, чем дни и недели работы на номинальных параметрах. Более представительными были бы, допустим, послеремонтные испытания на номинальных параметрах в течение 72 часов.

Опять-таки, применяя бытовые примеры, получалось бы, что, например, после капитального ремонта двигателей самолетов ограничивались бы кратковременными пробежками по взлетной полосе, и на основании этих «испытаний» принимали решение о полном соответствии параметров двигателей, и стали объявлять посадку на рейс «Нью-Васюки-Париж».

 
 Ваши отзывы и предложения ждем по адресу: mail@vibration.ru Cайт поддерживается ООО «ИНКОТЕС»